В первый день нового года в прокат выходит третий фильм анимационной приключенческой саги об Иване-царевиче и Сером Волке. Срежиссировала его Дарина Шмидт, благодаря которой мы знаем Лунтика таким, какой он есть. Об Иванах, Лунтиках, девочках-супергероинях и о том, почему режиссером не может быть женщина, мы поговорили с Дариной Шмидт.
– Что мне понравилось в сценарии, который написали ребята из «Квартета И», – он хоть и полон шуток, событий и новых персонажей, но при этом сама история проста и понятна. Ясно, у кого какие цели, какие отношения. С этим сценарием было удобно работать.
– Зритель благодарен за шутки. Чем больше в фильме гэгов, тем лучше. У нашей студии «Мельница» нет задачи выдавливать слезу, как у студии «Пиксар», вот у них что ни мультфильм, то горло сдавливает от переживаний. И мы, конечно, не претендуем на глубокую философичность, как Хаяо Миядзаки. Нам просто хочется снимать веселое, легкое кино, которое поднимает зрителям настроение. Мне кажется, сегодня это как раз то, что нужно…
– Наш Иван-царевич – простак. Русскому человеку нравятся истории про таких обаятельных неудачников. Интересно же наблюдать, как такой герой все-таки добивается чего-то. А если он изначально все умеет, все может, то это неинтересно. Помните «Город героев»? Про 13-летнего вундеркинда, у которого есть робот? Казалось бы, все потрясающе сделано, красиво, но трудно сопереживать гению, у которого есть и друзья и все, чтобы создать чудо-устройства.
– Я фанат Бертона, потому что он создал реальность, в которой существуют свои особенности, атмосфера, каноны «красоты». Мой любимый фильм – «Кошмар перед Рождеством». Помните исполосованную куклу, сшитую из разных кусков? По нашим меркам – страшненькая. И все равно понятно, что в мире героев Бертона она красавица. Или, помню, как была очарована, когда главный персонаж скелет улыбнулся во весь рот. Корявая улыбка, но от чистого сердца. Я считаю, мультфильмы должны быть разные, не все такие красивые, как диснеевские. В конце концов, от яркости Диснея иногда устаешь… Так что я с удовольствием смотрю Бертона, но делать мультфильмы в его стиле не хочу. Для этого надо иметь особый склад ума и отношение к миру. А я по натуре человек жизнерадостный.
– Константин Бронзит правильно говорит, что режиссура – не женская профессия. Во всяком случае, если мы говорим о полнометражной анимации. Потому что это стресс! Женщине эмоционально тяжелее себя сдерживать. К тому же профессия требует умения находить решение различных логических задач. И наконец, у женщин и мужчин изначально разные амбиции. У женщин они на 90 процентов связаны с созданием семьи. А наше дело требует фанатичной преданности. Иначе ничего не получится. Я пожертвовала очень много личного времени на это. К тому же мне повезло, что создатель одарил меня предрасположенностью к этому делу и чутьем. Как опять же Бронзит говорит: можешь учиться режиссуре сколько угодно, но все бессмысленно, если ты изначально не чувствуешь, что зрителю понравится или не понравится, что ему будет понятно или не понятно…
– То, что «Лунтик» выстрелит, я была уверена. Это как раз и есть чутье. Сразу оговорю, идея сериала не моя, а продюсеров и автора сценария Сарры Ансон. Моя задача была создать образы персонажей, придумать их внешний вид, характеры и их мир. То, что сам Лунтик должен быть такой “обтекаемый”, было понятно сразу – для детей это наиболее приятная форма. А дальше надо было найти ему характерные черты вроде ушек. И главное – определить общую концепцию сериала. Я делала ставку на искренность, на то, что он хоть и добрый, но это не «розовая» схема. Я потом читала отзывы родителей, которые отмечали, что он познавательный, но без нравоучения, без вот этого: “Смотрите, дети, как надо или не надо делать!” Лунтик – личность, постигающая, что такое хорошо и что такое плохо, и ребенок вслед за ним учится на элементарных бытовых ситуациях. Мне все это создавать было интересно, потому что у меня сохранились очень яркие ощущения из детства.
– Напасть нашего времени – девочки-супергероини, которые круче любого парня. Я бы хотела с этим бороться. Потому что уверена: женщина должна быть слабее. Не в смысле падать в обморок чуть что. Но принцесса должна искать поддержку у рыцаря, а не сама отрубать дракону голову. У Ивана нашего Василиса тоже дает жару, но в принципе она все равно женщина со своими слабостями. Я, кстати, постаралась сделать акцент на взаимоотношениях Василисы и Ивана-царевича. Чего она хочет от него и что не может получить, потому что они такие разные. Но при этом любят друг друга. В общем, в «Иване-царевиче – 3» достаточно чувств.
– После «Лунтика» многие говорили: «Еще бы что-нибудь такое…» И я в течение нескольких лет свободными вечерами обдумывала одну идею. Надеюсь, реализую ее в год Обезьяны, ведь герои этой истории – обезьянки, но необычные по своему образу. Хотелось бы воплотить ее в анимации, в формате сериала, но это очень сложно. Поэтому хочу сделать хотя бы книжку. Для детей чуть постарше зрителей «Лунтика». Там тоже придуман свой особенный мир. Но тема затронута, понятная всем: школа, становление личности в обществе одноклассников и прочие проблемы, связанные со школьной жизнью.
— Мне хотелось бы снимать мультфильмы, в которых были бы не такие уж очевидные злодеи. Допустим, нам кажется, что вот эта героиня явно отрицательный персонаж, а потом выясняется, что все не так просто. Ребенку важно научиться понимать, что мире все бывает разных оттенков, а не просто белое или черное. Но, с другой стороны, без зла никуда в мультиках. Без него, получается, мы будем воспитывать детей, которые окажутся не готовы к большому миру. Они будут смотреть благостные мультики и думать: ах, как все хорошо вокруг, а потом выйдут в мир и столкнутся с проблемами.
— Я читала специализированные книги, чтобы разобраться: надо ли прятать ребенка от негативных переживаний? Не надо. Ведь они в любом случае будут в будущем. Лучше учить ребенка понимать трудности. Если он упал, не бежать на первый же крик. Пусть сам попробует подняться, отряхнуться и пойти дальше. Тогда он действительно будет расти.
Елена Боброва
Дарина Шмидт – режиссер, художник, сценарист. Ученица Константина Бронзита. С 2005 года работает на студии анимационного кино «Мельница». Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры в 2014 году. Главный режиссер, художник персонажей, сценарист и редактор сериала «Лунтик и его друзья». В 2007 году сделала авторский фильм-сказку «Маленькая Василиса».
Участвовала в полнометражных м/ф «Про Федота-стрельца», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Иван-царевич и Серый Волк – 2» как режиссер эпизодов.
Среди предков Дарины были иконописцы, ее прадед – архитектор Александр Холопов.
Любимые мультфильмы: «Унесенные призраками», «Кошмар перед Рождеством», «Рататуй».